(Могилёвской и Мстиславской епархии Белорусского Экзархата РПЦ), находится в урочище Пустынки Мстиславского р-на Могилёвской обл. (Беларусь). Основан в 5 верстах от г. Мстиславля на берегу р. Ослянка (правый приток р. Сож), у целебного источника. По позднему преданию, получившему широкое распространение в справочной и краеведческой лит-ре с кон. XIX в. (Зверинский. Т. 1. С. 216; Слюнькова. 2010. С. 607. № 440), это событие состоялось в 1380 г. Согласно монастырской летописи, здесь произошло явление иконы Божией Матери одному из не названных по имени мстиславских князей, к-рый долгое время страдал от глазной болезни. Исцеление князя сопровождалось чудом: в ветвях тенистого липового дерева над источником засияла икона Божией Матери, впосл. названная «Патриаршей» или «Пустынской» (о ней см.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 531-533). В 1901 г. в очерке об истории П. м. впервые стало утверждаться, что исцеленным князем был Лугвений (Семен) Ольгердович (1390-1432) (Пустынский Успенский мон-рь. 1901; Метельский. 2016. С. 276-277). На самом деле один из младших сыновей литов. вел. кн. Ольгерда получил во владение Мстиславское княжение лишь после гибели при обороне Вильно от войск крестоносцев и литов. кн. Витовта своего брата католика кн. Казимира Каригайло, к-рая произошла в 1390 г.
Часть монастырского архива утрачена. Исследование историка Н. И. Петрова показывает, что самые ранние сведения о существовании обители восходят к 1500 г. Однако в жалобе 1529 г., посланной польск. королю и литов. вел. кн. Сигизмунду I Старому, архимандрит П. м. ссылался на прежнее пожалование обители, к-рое она получила от кнг. Ульяны († 1495), вдовы мстиславского кн. Ивана Юрьевича († ок. 1486). Сведения сохранившихся актов показывают, что в 1-й трети XVI в. основным ктитором П. м. являлся зять кнг. Ульяны - мстиславский кн. Михаил Иванович Заславский (Жеславский) († 1529), к-рый в 1492 г. женился на ее младшей дочери кнж. Ульяне Ивановне († до 1506/07). В 1-й четв. XVI в. правитель Мстиславля выдал в пользу П. м. неск. жалованных несудимых льготных грамот. Главными ктиторами и преемниками кн. М. Заславского в П. м. стали правители Литовского великого княжества. Вкладчиками обители также были местные мстиславские и кричевские вотчинники. Среди них наиболее важным было пожалование королевского писаря Богуша Боговитиновича, к-рый в 1500 г. отдал обители свои земли вдоль р. Ослянки и деревни Пустынки и Явлищево (Явлищино).
В нач. XVI в., при настоятеле архим. Иосифе, П. м. неоднократно разорялся в ходе русско-литов. войн. Наиболее серьезные утраты он понес в 1562-1564 гг., когда близ мон-ря шли боевые действия во время Ливонской войны. В это время часть монахов была убита, а другой пришлось спасаться бегством. В 1578 г. земля и имущество П. м. были переданы кор. Стефаном Баторием под управление Полоцкому, Витебскому и Мстиславскому архиеп. Феофану (Рпинскому). После него П. м. находился в пожизненном владении кн. Богдана Андреевича Озерецкого (из правосл. рода князей Друцких). В 80-х гг. XVI в., после окончания Ливонской войны, в обители возродилась монашеская жизнь. Утверждение нек-рых авторов, что в 1588 г. в мон-ре была построена 2-я деревянная церковь, недостоверно и построено на неверной интерпретации сведений акта (Метельский. 2016. С. 279).
В сент. 1601 г. по указу Киевского униат. митр. Ипатия Потея, Полоцкого и Витебского архиеп. Гедеона Брольницкого владения П. м. были переданы в управление пану В. А. Волчанскому с условием, что его монашеская братия и священники будут сосуществовать с католич. костелом. Это вызвало протест православных. Во главе со шляхтичами Маскевичами они осуществили нападение на обитель. Ревнители Православия избили новоявленного настоятеля Волчанского и изъяли у него весь монастырский архив. Тем не менее с 21 сент. 1601 г. П. м. стал принадлежать униатам. Начался процесс, который в 1605 г. осудил действия А. Маскевича (Мацкевича) и православных жителей Мстиславля. С разрешения польск. кор. Сигизмунда III Вазы обитель окончательно передавалась в ведение ордена базилиан, а в 1629 г. была подчинена наместнику Полоцкого и Витебского униатского архиеп. Валериана Канафольского.
В 1632 г., при польск. кор. Владиславе IV Вазе, права на П. м. у униатов пытались оспаривать православные, добившиеся создания Могилёвской, Мстиславской и Оршанской епархии, но они вновь потерпели неудачу. В 1654 и 1659 гг. П. м. был сильно разорен во время боевых действий в ходе русско-польск. войны (1654-1667). Из-за этого в посл. трети XVII в. долгое время мон-рь находился в запущенном состоянии, монахов в нем не было. Юридически он стал подчиняться власти Смоленского униат. архиепископа, утратившего к тому времени свои основные владения.
П. м. продолжал действовать в XVIII в., а после присоединения Мстиславщины к Российской империи вошел в список обителей, к-рые по решению российских властей было решено оставить за униатами. В окрестностях деревень Пустынки и Явлищево соседом П. м. являлся владевший здесь землями правосл. Тупичевский Свято-Духов муж. монастырь. По описи 1803 г. в П. м. числилось 5 монахов, при к-рых служили эконом, органист и монастырская «челядь» - 25 чел. К обители было приписано 312 крестьян муж. пола.
В 1839 г., во время настоятельства Иоанна (Косиковского), П. м. был возвращен православным. Началось восстановление обители, к-рая была сохранена Синодом и поддерживалась как штатная. П. м. был причислен к 3-му классу. Строительная активность и большие пожертвования в П. м. связаны с деятельностью его настоятеля (1866-1893) архим. Анатолия (Левшиновского).
До XIX в. все постройки П. м. были деревянными. В 1801-1808 гг. по приказу митр. Ираклия Лисовского на месте Успенской ц. был построен каменный костел базиликального стиля. В 1863-1865 гг. он был возобновлен. «Костел приспосабливался по распространенной методике к православному богослужению. Базилику надстроили деревянным куполом в окружении четырех декоративных луковичных главок, тем самым утверждалась знаковая форма пятиглавия собора» (Слюнькова. 2010. С. 293). В соборной церкви в киоте за правым клиросом находилась почитаемая «Патриаршая» икона Божией Матери.
В 1864-1865 (1869?) гг. на источнике, где, по преданию, была обретена «Патриаршая» икона (ранее здесь стояла часовня в «русском стиле»), была построена каменная теплая ц. Рождества Пресв. Богородицы. В 1865 г. в П. м была возведена теплая каменная ц. Покрова Пресв. Богородицы, объединенная в одно здание с 2 двухэтажными братскими корпусами (в них размещались кельи настоятеля и братская трапезная), в 1866 г.- каменная надвратная 5-ярусная колокольня (58,67 м) в русско-готическом стиле, в 1869 г.- комплекс церковно-учительской земледельческой школы. По наблюдениям И. Н. Слюньковой, колокольня П. м. «следовала архитектуре колокольни Симонова монастыря в Москве» (Там же. С. 293). Затем был перестроен Успенский собор в крестоподобный в плане храм.
В 1869 г. в П. м. было учреждено Мстиславское правосл. братство, в 1870 г. открыта церковноприходская школа. В ней обучались 42 ученика, получавшие от монастыря содержание. В 1898 г. для школы были построены жилые и учебные корпуса, а также др. братский корпус и «малый братский корпус». Эти «протяженные корпуса здания церковно-приходской школы при монастыре были выстроены за оградой обители, в семь сажень на запад от колокольни». Монастырская библиотека насчитывала 656 книг. Велись бесплатная раздача и рассылка книг населению. По документам 1905-1906 гг. на территории П. м. действовали амбулатория и больница.
В 1918 г. П. м. был закрыт по решению советских органов власти, насельники зарегистрировались как земледельческая коммуна. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали проживать в стенах обители, но в 1925 г. были выселены. По нек-рым сведениям, в Успенском храме продолжались богослужения, однако к кон. 30-х гг. XX в. он был закрыт. Сохранились свидетельства очевидцев о трагической кончине иером. Филиппа, отказавшегося покинуть обитель и продолжавшего проживать в часовне, в зап. стене мон-ря. Он погиб во время пожара, когда некто подпер извне входную дверь и поджег часовню.
В монашеских кельях разместили детей-сирот, и был образован Пустынский детский дом. Имущество П. м., в т. ч. иконы, конфисковали. Местонахождение чудотворного образа Божией Матери неизвестно. В 1942-1943 гг. постройки П. м. пострадали во время ведения боевых действий. 28 сент. 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Е. Е. Духовным. Во время наступления войск Красной армии, в мае-июне 1944 г., на территории П. м. дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц. После 1945 г. на территории П. м. вновь расположился детский дом, проводились учения по гражданской обороне.
16 июня 2003 г. начались работы по восстановлению мон-ря. 28 авг. 2003 г. в обители был совершен 1-й молебен. 7 авг. 2005 г. восстановленный Богородице-Рождественский храм освятил митр. Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) в сослужении др. архиереев. 27 дек. того же года в восстановленном монастыре состоялся 1-й монашеский постриг. Весной 2007 г. на отреставрированную звонницу были установлены колокола.
Священноархимандрит обители - архиеп. Могилёвский и Мстиславский Софроний (Ющук), благочинный - иером. Иларион (Миронов). В 2010 г. в П. м. проживали 5 чел., в 2020 г.- ок. 10 насельников.